К концу XIX века были сделаны все основные изобретения в области фотографии: рассчитаны объективы-анастигматы, лишенные оптических недостатков и позволяющие воспроизвести объект с заданной степенью точности. Черно-белые материалы получили оптическую сенсибилизацию и стали передавать серым тоном все цвета спектра. Съемочные камеры стали миниатюрными, механизированными, появились увеличители, были разработаны экспонометрические системы и созданы предпосылки для полной автоматизации съемки. Начали интенсивно изучаться вопросы цветной фотографии.

Открылся путь к репортажному фотоискусству. Но обнаружилось странное противоречие — новейшая техника нивелировала мастерство. Более всего это, пожалуй, коснулось фотопортретистов.

Многие из опытных мастеров искали выход в разработке особой техники фотопечати. В ход пошли пигментный и гуммиарабиковый способы, бромойль и озобром. Кое-кто для фотопечати использовал фототипию. Были отброшены новые объективы-анастигматы, вместо них вкручены устаревшие мягко рисующие монокли или установлены различные оптические диффузоры. Отставлены миниатюрные камеры и увеличительные аппараты. Печать, как и в старину, велась с больших пластинок контактным способом.

Статьи по этой теме: