Бобир не обошел своим вниманием и вопросы цветной фотографии, которая только входила в практику. К сожалению, автохромные пластинки Люмьер в год выхода книги только появились в продаже и автор не мог высказать своего к ним отношения. Эта книжка о фотопейзаже до сих пор является во многом актуальной, да и чуть ли не единственной в русской фотолитературе.

Известные нам работы Бобира свидетельствуют о хорошем художественном вкусе. Пожалуй, лучше всего ему удавались мотивы в легких полутонах, например, «Вечерний аккорд». В чем-то они перекликаются с живописью Левитана, но в них меньше грусти и ностальгии, они кажутся приветливее, чувствуется большая любовь к родной природе, к Родине, будь то сюжет с маленькой мельницей, озаглавленный «Жаркий день», или вековые деревья могучего бора — «Тень в бору».

Когда в 1912 году появился новый журнал «Вестник Одесского фотографического общества», Бобира пригласили вести в нем художественный раздел. Сохранившиеся номера свидетельствуют о серьезном подходе к иллюстрациям в журнале.

В начале 1913 года Бобира избрали в почетные члены Одесского фотографического общества за заслуги в художественной фотографии и фотографической литературе.

Фотоимпрессионизм

В 1913 году споры о фотоимпрессионизме становились все ожесточенней. Против этого направления фотоискусства в Одессе выступил популярный в те годы художник Нилус. «Прежние фотографы, — писал он в местной газете, — старались, чтобы изображения были резки, теперь «фотографы-любители» нарочно снимают, не наводя на фокус, — получается мягкость, расплывчатость изображения. И правда, многие фотографии иногда напоминают снимки с картин. Новый фотограф-любитель ищет художественного момента — это хорошо, но очень скверно то, что он ищет не своего мотива, а мотива того или другого знаменитого художника». На статью Нилуса отвечал Н.М. Волков — главный редактор журнала «Вестник Одесского фотографического общества», разгоревшаяся полемика приняла резкий характер. Дело кончилось тем, что Волков и Бобир отказались продолжать свою работу в журнале. Появилось краткое сообщение: «Бывший редактор «Вестника Одесского фотографического общества» Волков уведомляет нас, что он не только сложил с себя обязанности редактора, но даже вышел из членов Одесского фотографического общества. Николай Ильич Бобир также сложил обязанности заведующего художественным отделом».

Статьи по этой теме: