Петербургский журнал «Фотограф-любитель» в 1889 году писал: «Последние фотографические выставки в Европе наполняются работами, исполненными на гуммиарабиковой бумаге, о которой газетные критики и художники отзываются с большой похвалой. Способ этот требует осторожности, ловкости и знаний. Фотография хочет быть картиной, но натура не всегда хороша и гармонична». Вот, видимо, в чем была основная причина, побуждающая пикториалистов отыскивать новые пути. Натура была недостаточно гармонична, в такой посылке содержались логические причины, уводящие фотоискусство с его главного направления. Модернизм и эстетизм прокладывал путь в фотографию.

Новое направление во Франции поддерживали известные фотохудожники Пюйо и Демаши. К ним присоединилась группа фотолюбителей Австро-Венгрии, объединившихся под названием «Трилистник» в 90-х годах XIX века. В эту группу входили талантливые фотохудожники Кюн, Ватчек, Хённенберг. На своих работах кроме подписи они ставили изображение листика клевера. Фотоимпрессионизм распространялся с быстротой пожара в сухом лесу. Начались ожесточенные споры, доходившие до вражды. Фотографы старого поколения, которым долгое время приходилось преодолевать технические затруднения, чтобы получать резкое изображение в различных планах композиции, негодовали особо яростно. Выступали против него и молодые начинающие фоторепортеры.

Одним из первых представителей этого направления в России стал Николай Ильич Бобир. К сожалению, сведения о нем столь отрывочны, что многие исследователи обошли фотохудожника своим вниманием.

Статьи по этой теме: