Название свеклы «чакунтели» встречается еще в письменных памятниках Грузии XI—XIII веков. До нашего времени сохранился и медицинский трактат армянского врача Мехизара, написанный им в 1184 году. В нем он рекомендовал легочным больным употреблять в пищу свеклу, нарезанную ломтиками. Из этого следует, что в Закавказье в то время много раньше, чем в странах Европы, выращивали уже ее корнеплодную форму.

Столь же древние упоминания о свекле находят и в письменных источниках Киевской Руси. Так, в «Изборнике Святослава» (1073 год) написано: «Феураура ки сеукла не яжь», то есть «февраля 28 свеклы не ешь». Из Киевского княжества эта культура распространилась на север — вплоть до Великого Новгорода и на запад — в Польшу и Литву. К XVI веку свекла на Руси широко распространилась в качестве овощного растения. В «Домострое» о ней говорится, как об обычном, хотя и важном, продукте питания наравне с капустой, репой и огурцами, об использовании ее на корм скоту. Об этом же свидетельствуют записи Иосифо-Волоколамского и Тихвинского монастырей, лавочные и ямские книги Великого Новгорода и другие источники. Свекла в те времена употреблялась в пищу не только простым народом, но и знатными лицами, что видно из «Расходной книги Патриаршего приказа» за 1689 год. Там написано, что патриарху и «разного чина лицам» подавалась «свекла холодная под хреном».

Статьи по этой теме: